Кто такие монахи?А не поговорить ли нам о том, о чём не принято говорить в прогрессивном обществе, о том, что входит в ранг «бабкиных сказок» и презрительно клеймится молодёжными ютуб-блоггерами. А именно о вере, о жизни духа, о молитве.  Есть ощущение, что труд православных монахов слишком недооценивается в последнее время. В светском обществе почему-то принято восхищаться буддистскими монахами,  а высказывания Далай-ламы входит в список бестселлеров, тогда как деятельность православной братии  считается бесполезной тратой времени и талантов. Кадр из фильма "Остров"Обществу непонятно, почему молодые и одаренные люди исчезают в монастырях, как звезды, ускользающие в черную дыру — какой в ​​этом смысл? Разве не будет лучше для всех, если они останутся в миру и потрудятся здесь на благо общества? Как так — по своей доброй воле в здравом уме и твёрдой  памяти выбрать монашеский путь?  Зачем принимать постриг и уходить в затвор, когда мир страдает здесь и сейчас и нуждается в руке помощи?  На самом деле, монахи протягивают эту  руку помощи через свои молитвы. Лично я, например, стараюсь регулярно молиться каждый день утром и вечером, но мое маленькое молитвенное правило ничто по сравнению с молитвой, которая творится на горе Афон да и в любом другом монастыре — монахи молятся не только за себя, но и за весь мир. Разумеется, те,  кто не  верит, что молитва «работает», расценивает эти усилия, как бесполезные. Да и вообще всё это вопрос веры в Бога и в мир духовный. Истинным христианам  очевидно, что молитва работает, и что наш милосердный Господь всё слышит и видит, особенно то, что возносится к нему с искренней верой.  В самом деле, если горячая молитва праведника может многого достичь (Послание Иакова 5:16), тогда служение монахов миру неизмеримо велико, поскольку они непрерывно ходатайствуют за него.

Изначально  монахом (от греческого monachos, или «одиноким») назывался любой, кто оставил мир, чтобы жить отдельно. Не было никаких обетов или специальных одежд. Монашество состояло просто в том, что индивидуум решал отойти от общества и жить на его периферии либо в одиночку, либо в компании нескольких единомышленников. Вскоре это переросло в целое движение, когда люди наводнили ненаселённые, пустынные края, чтобы образовать своего рода «пустынный город» — отсюда распространённое в России название монашеских поселений «Пустынь». Эти люди пришли сюда разными путями из разных слоев общества, руководствуясь каждый своей мотивацией. Чтобы избежать хаоса и разобщённости среди насельников необходимо было организовать и институционализировать  сложившийся социум, что и было сделано. Иерархия была также неминуемым введением.  Уклад жизни нынешнего православного монашества практически не отличается от жизни первых египетских киновитных пустынножителей.

Постриг.

Таинство пострига. Отречение от мирской жизни

Легко кинуть в сердцах «уйду в монастырь»! Как и положено, перед таким серьёзным решением Игумен предостерегает кандидата долгими наставлениями, так как пути назад нет, а он вдруг передумает на следующее утро… Монах считается умершим для мира и рожденным свыше для новой жизни, поэтому новообращенному даётся новое имя. Во время испытаний перед постригом кандидат должен ответить на вопросы:  чего он хочет и чего ожидает от монашеской жизни? Выбирает ли он эту жизнь по свободной воле? Постригаемый даёт обеты в том, что он обязуется соблюдать трезвость, целомудрие, нестяжательство, благочестие и послушание и оставаться в монастыре до конца своих дней. После еще одного длинного увещания наступает время для фактического пострижения. Постриг с древних времен означал посвящение Богу. Еще до того, как был дан Закон Моисея, волосы обрезались во время обрядов, как символ жертвы Богу.  Во время обряда крещения  есть обычай состригать волосы с головы крещаемого и вместе с воском бросать в купель. Будущий монах постригается в знак того, что он теперь принадлежит уже не миру людей, а одному Богу. Фактическая стрижка минимальная – состригаются всего лишь несколько коротких волосков, а не полностью вся голова, но намерение имеется в виду. Прежде чем подстричь волосы кандидата, Игумен кладет ножницы на книгу Евангелия. Затем он указывает на ножницы, призывая посвящаемого взять ножницы и подать их ему. Получив их, Игумен затем кладёт их обратно на книгу Евангелия и это повторяется трижды, и символизирует то, что новый монах получает не только ножницы, но и свою новую монашескую жизнь через святое Евангелие из рук Самого Христа. Честно говоря, это потрясающий образ! Затем игумен остригает волосы в виде креста со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»!  Этот постриг и жизнь, которая за ним последует, имеет решающее значение для здоровья и жизнеспособности всего организма Православной Церкви. Чтобы Церковь процветала,  чтобы весь мир был в гармонии, чтобы было меньше болезней и страданий нам нужны молитвенники, воины Христовы, гораздо больше, чем есть сейчас.

Опубликовано 23 июня 2020

Автор Кристина



style="display:inline-block;width:468px;height:60px"
data-ad-client="ca-pub-9339256050352172"
data-ad-slot="8225109043">