Фантомас – лысый фантом. Гений и злодейство в искусстве 20 века
Автор Кристина
Фантомас — фигура немотивированного зла, морального упадка и дьявольского извращения – вот кто на протяжении трех десятилетий вызывал небывалое восхищение у художников-авангардистов и писателей 20 века.
На кубическом натюрморте Хуана Гриса «Фантомас» (1915) изображён роман «Фантомас» среди множества предметов повседневного обихода, разбросанных по столу в кафе, тут же популярная жёлтая газетёнка «Ле Журнал», в которой публиковались сенсационные криминальные истории.
Художник Рене Магритт также неоднократно обращался к образу Фантомаса. Сюжет картины 1926 года «Угрожающий убийца», на которой два преступника поджидают свою жертву по обе стороны дверного проема, взят из третьего фильма-фантазии Луи Фейлада «Смертный труп». В своей картине 1926 года «Большая любовь» Магритт также использует элементы из популярного в то время фильма про Фантомаса . В книге «Варвар» (1928) Магритт нарисовал портрет Фантомаса на фоне выцветшей кирпичной стены. Магритт также написал несколько текстов с изображением повелителя ужаса, которые были опубликованы в журнале «Расстояния» в марте 1928 года.
Другие сюрреалисты также не обошлись без Фантомаса в своих литературных произведениях. Макс Якоб, который вместе с Гийомом Аполлинером основал «Общество друзей Фантомаса», включил две прозаические поэмы о Фантомасе в сборник «Корнет» («Кубок кубиков») 1916 года. Сам Аполлинер написал рецензию на романы Фантомаса для литературного журнала «Mercure de France», восхваляя их, как одно из самых важных событий в истории литературы. Блез Сендрар в 1914 году написал поэму «Фантомас», в которой он провозгласил гимн «Alma Mater- кормилица человечества» и провёл параллели с эпическими поэмами античности.
А по стихотворению Роберта Десноса «Баллада о Фантомах», была написана пьеса, которая игралась на театральных подмостках по всей Франции и Бельгии в ноябре 1933 года. Это был грандиозный спектакль с сотней актеров, включая артистов кабаре и мюзик-холла, уличных музыкантов, аккордеонистов, циркачей и клоунов, а также оперных певцов и уличных бардов. Таким образом, чествование «Императора Преступления» саккумулировало невероятную встречу художественных талантов разного жанра. Режиссер Антонин Арто, музыка — Курта Вайля и кубинского музыковеда и композитора Алехо Карпентье. Как будто сам Фантомас дирижировал всем этим действом…
Огромная растягивается тень
Над городом одним и миром всем…
Кто этот призрак сероглазый,
Что поднимается сквозь тишь?
Неужто сам ты, Фантомас,
Как тать идёшь по кровлям крыш?
Подробнее об увлечении авангардистов Фантомасом можно прочитать в статье Робина Вальца «Серийные убийства: Фантомас, Фейяд и генеалогия сюрреализма в массовой культуре», а также
его обзоры о «Сюрреализме целлюлозы» — вызывающей попкультуре в Париже начала двадцатого века.
Хулио Кортасар, известный аргентинский писатель, живший в Париже, написал в середине 1970-х новеллу, вдохновленную мексиканской версией комиксов о супергероях Фантомаса (см. «Мексиканский комикс»). Кортасар, который также, несомненно, знал об оригинальных воплощениях Фантомаса в романах Сувестра-Аллена и фильмах Фейлада, написал весьма саморефлексивную историю, в которой панели из комикса чередуются с описанием личных встреч рассказчика с Фантомасом.
В рассказе «Фантомас против многонациональных вампиров», рассказчик (Хулио Кортасар) поднимает тему о нарушениях прав человека в Латинской Америке, в том числе вмешательство ЦРУ во внутреннюю политику Чили в 1973 году. По сюжету автор покупает экземпляр комикса о Фантомасе, в котором библиотеки мира разрушаются из-за гнусного заговора. Вскоре миры комиксов, новелл и реальности полностью взаимопроникают, и герой — Фантомас обнаруживает, что разрушители мировой культуры также являются причиной бедности и политических репрессий в Латинской Америке. Привлечь этих людей к ответственности — задача, которая слишком сложна для любого человека, даже для Фантомаса.
Образ Фантомаса продолжает вдохновлять и современных художников. Чешский художник Адольф Лахман написал портрет Фантомаса на основе изображения Жана Марэ в фильмах Андре Хюнебель 1960-х годов.
Вокалист Майк Паттон, гитарист Базз Осборн, басист Тревор Данн и барабанщик Дэйв Ломбардо создают группу в жанре авангардный метал, которая получила свое название благодаря повелителю ужаса – Fantômas. Музыканты помещали саундтреки, дадаскую поэзию и трэш-метал в блендер и извергали блестящие звуки (результат этой кухни – три альбома на сегодняшний день).
Опубликовано 6 июня 2020 года
Также по этой теме:
style="display:inline-block;width:468px;height:60px"
data-ad-client="ca-pub-9339256050352172"
data-ad-slot="8225109043">